Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит: Кровавый пир
Фонтаны алой крови, труппа смердящих трупов, пирожки с человеческим мясом, демоны-парикмахеры и выцветшие краски Лондона – все это мир «Суинни Тодда». А еще: черный юмор, много песен, Джонни Депп и Хелена Бонэм Картер в главных ролях. Режиссер Тим Бартон – единственный романтик-некромантик современного кинематографа – вновь шокирует пуританскую общественность, а заодно – радует фанатов-неформалов своим новым творением.
Бартон просто взял за основу классический бродвейский мюзикл композитора Стивена Сондхейма, банально пересказал ставшую культовой на Западе историю демона-парикмахера, пустил в глаза зрителю мощные струи бутафорской крови, и на этом закончил. Может быть, знаменитый режиссер снял свой самый красивый фильм, который можно посмотреть бесплатно на сайте http://kinonasos.com/ , но визуальное совершенство кадра, шикарные общие планы готического, погруженного во тьму Лондона, никак не компенсируют драматургическую нецельность повествования.
Зачин истории намеренно сказочный: «здесь парикмахер жил с женой, всех восхищавшей красотой…». Парикмахера звали Бенджамин Баркер, и красотой его жены, помимо него, восхищался еще и влиятельный судья. Чувства были невзаимными, и сжигаемый страстью чиновник, жестоко воспользовавшись своим положением, без суда и следствия приговорил несчастного брадобрея к пожизненному заключению. Годы ссылки и ужасы тюремного режима превратили добродушного цирюльника в одержимого местью безумца. Через 15 лет он возвращается в Лондон, но уже не Бенджамином Баркером, а неким Суинни Тоддом.
Таких героев обычно модно интерпретировать в ницшеанской традиции, приписав им сверхчеловеческие черты; велик соблазн так поступить и со Суинни Тоддом, но это было бы ошибочно. Да, перед зрителем действительно предстает рыцарь тьмы без страха и упрека, не человек, а существо, живущее вне каких-либо предписанных обществом норм.
Когда Бартон снимает для всех, получаются не пригодные к просмотру «Марс атакует» и «Планета обезьян». Когда снимает для себя – достигает творческих вершин «Эдварда руки-ножницы» или «Крупной рыбы». Казалось бы, что этого самобытного режиссера может испортить только ориентация на массового зрителя. Однако в «Суинни Тодде» Бартон заигрался в собственные игры: о его творческих поисках говорит принадлежность фильма к жанру мюзикла, но забрызгавшая экран кровь и скучные, заполняющие хронометраж песни, могут стать медленно погружающей в сон колыбельной. Не такой доброй и светлой, как привыкло слышать поколение воспитанных на «Спокойной ночи, малыши», но по степени воздействия – не менее убаюкивающей.