Технические аспекты IMAX


Целью IMAX является увеличение разрешения изображения при использовании гораздо большего кинокадра. Чтобы этого достичь, 65-ти мм неэкспонированная киноплёнка проходит горизонтально через киноаппараты. В то время как традиционная 65 мм плёнка имеет площадь изображения равную 48.5 мм × 22.1 мм (1.91 × 0.87 дюймов) (для «Todd-AO»), в IMAX - изображение равно 69.6 мм × 48.5 мм (2.74 × 1.91 дюймов) по высоте. Для того чтобы экспонировать при стандартной скорости плёнки в 24 кадра в секунду, пленке нужно  в три  раза больше скорости чтобы пройти через киноаппарат в каждую секунду.

Протяжка позитивной киноплёнки большего формата 70 мм через кинопроектор оказалась трудной технической проблемой; традиционные 70-ти мм системы были недостаточно стабильны для увеличения в 586 раз. Проекция изображения IMAX использовала различные новшества. Уильям Шоу из IMAX адаптировал австралийский патент на механизм протяжки пленки, названный «бегущая петля», добавив «распылитель» сжатого воздуха для ускорения плёнки, и добавил цилиндрическую линзу в кадровое окно проектора для того, чтобы плёнка вакуумировалась относительно процесса проецирования (названа «полеспрямляющей», поскольку служит для выравнивания поля изображения), поскольку плёнка, фактически, касается «полеспрямляющей линзы». Линза в два раза больше плёнки и соединяется с поршнем пневмоцилиндра, поэтому её можно перемещать вверх или вниз во время работы проектора. Таким образом, если частички пыли попадут с плёнки на линзу, оператор сможет переключится на чистую сторону линзы одним нажатием кнопки. Линза также имеет «стеклоочистительный затвор», сделанный из фетра или материала, похожего на щётку, способного стирать пыль с линз, двигаясь вверх или вниз для поддержания показа «чистым». Проекторы IMAX являются стабилизированными, это означает, что 4 принимающих шпильки зацепляют перфорацию по углам проецируемого кадра для получения наилучшего выравнивая. Шоу добавил стойки с кулачковым приводом для замедления каждого кадра с целью сокращения микроскопического дрожания во время «посадки» кадра на регистрирующие шпильки. Также затвор кинопроектора открыт на 20% больше, чем обычно, а источник света ярче. Поэтому кинопроектор IMAX является серьёзным оборудованием, вес которого достигает 1,8 тонн (2 малых тонны), высотой до 178 см (70 дюймов) и 195 см (77 дюймов) в длину. Ксеноновые лампы  с короткой дугой сделаны из тонкого слоя плавленого кварца и содержат ксеноновый газ при давлении около 25 атмосфер (367 пси), поэтому необходимо, чтобы операторы надевали защитную нательную броню при работе с лампами или смене повреждённых ламп (например, из-за падения на пол), поскольку разлетающиеся осколки кварца в сочетании с высоким давлением ксенонового газа могут привести к смерти.

IMAX использует более прочную основу «ESTAR» (торговое название «Kodak» плёнки ПЭТ - полиэтилентерефталатной электроизоляционной пленки), но не по причине прочности, а для чёткости. Развитие химикатов не меняет размер или форму "ESTAR", а шпильки фиксации IMAX (в особенности в кулачковом механизме) являются неустойчивыми к отклонениям  ведущей перфорации или толщины плёнки. Формат IMAX обычно называется "15/70" из-за 15 перфорационных отверстий на кадр 70-ти мм плёнки. Масса плёнки требует большие опорные диски в сравнении с обычными плёночными бобинами. Опорные диски «IMAX» варьируются по диаметру от 1,2 м до 1,83м для вмещения от 1 до 2.75 часов плёнки. Диски с 2,5-часовым фильмом весят 250 кг.

Сравнение форматов пленки

Для использования большей площади изображения, плёнка IMAX не включает в себя встроенный саундтрек. Вместо этого система IMAX определяет отдельную 6-ти канальную 35-ти миллиметровую магнитную плёнку, синхронизированную с основной плёнкой.  (Такая оригинальная система магнитной полосы «mag-stripe» широко использовалась для дублирования или вставки студийного звука в смешанные саундтреки обычных фильмов). В начале 1990-х был синхронизирован отдельный цифровой 6-ти дорожный источник, использующий более точный импульсный генератор в качестве источника для стандартизированного временного кода для редактирования. Это развитие предзнаменовало появление обычного программного обеспечения. ПО работает так же, как и процессор для обработки цифровых данных DDP, с той лишь разницей, что аудио файл воспроизводится напрямую с жёсткого диска в виде единичного несжатого аудио файла с 6 каналами, которые распределяются напрямую в усилители, вместо использования методов перекодировки, как Dolby Digital. Во многих кинотеатрах IMAX колонки размещают сразу за экраном, а также распределены вокруг зала для создания трёхмерного эффекта.

Конструкция кинотеатров IMAX также значительно отличается от обычных кинотеатров. Увеличенное разрешение позволяет зрителям находится гораздо ближе к экрану – обычно все ряды расположены в пределах высоты экрана – в обычных кинотеатрах места располагаются в высоту от 8 до 12 размеров экрана. Также, ряды с сиденьями расположены под крутым углом (23° градусов в некоторых сферических кинотеатрах) так, чтобы зрители смотрели на экран прямо.